Сельское поселение Сингапай
Нефтеюганский район

О перспективах туристической отрасли

Год назад, когда в силу вступили поправки в федеральный закон "Об ответственном обращении с животными", многие частные, а также «контактные» зоопарки закрылись. Закон регламентирует работу зоопарков по лицензии, выводя из легального правового поля зверинцы в торговых комплексах и жилых домах. О перспективах местной туристической отрасли и судьбе старейшего стационарного зоосада в регионе разговор с депутатом Думы Югры Владимиром Семеновым.
О перспективах туристической отрасли.

- Владимир Николаевич, с вашим именем связывают создание зоопарка, о котором пойдёт речь – в Центре туризма и отдыха «Парус»…

- Зоопарк в Нефтеюганском районе возник стихийно. В те годы я был директором крупного производственного холдинга. Начали с питомника для бездомных животных, затем построили вольер для медвежат-сирот, и только потом это стало отдельным направлением. Мы подбирали раненых зверей, брали тех, от кого отказывались хозяева, вспоминаю как в городе после очередного передвижного зверинца, остались больные истощенные пони. Животные были возрастными, вероятно не приносили прибыли своим бывших хозяевам, вызывая у зрителей только жалость. Мы сразу же взяли их под свою опеку, пригласили ветеринаров, выписали необходимые лекарства, подобрали специальный рацион. Вот так, почти случайно, было положено начало конно-спортивной школе, позже у нас появились лошади различных пород, ипподром, пригласили известного тренера.. Одним словом, подобная работа с различными животными постепенно приобрела методический характер со всеми сопутствующими – изучали, приглашали специалистов, начали заниматься разведением редких животных.

- Сегодня зоопарк на «Парусе» нередко попадает в колонки новостей, появилась информация о крупной реконструкции на территории базы отдыха.

- Новое строительство коснется в частности, конюшни, крытого манежа и площадки для конных прогулок, сейчас активно меняется ландшафт территории, появилось рукотворное озеро, в планах расширение вольеров для крупных хищников. Все это позволит сделать стационарный зверинец современным, отвечающим принципам гуманного содержания, а значит - более привлекательным для отдыхающих, особенно для детей.

- Зоопарк получил лицензию, взял на себя дополнительные обязательства, подобный проект требует постоянных крупных затрат. В чем главная цель столь сложного ресурса?

- Прежде всего зоопарки несут познавательную миссию. Живые эмоции от общения с кусочком дикой природы в ее первозданном виде - это целый комплекс воздействия на восприятие ребенка. Это не просто анимационная картинка на экране, а совершенно другой уровень эмоционального вовлечения - щебетание птиц или рычание тигра, даже запахи – все это позволяет почувствовать энергетику дикой природы. Психика ребенка устроена таким образом, что только эмоции вызывают любопытство, а значит - желание узнать: в каких природных условиях и климатическом поясе обитает тот или иной вид, в каких странах и на каких континентах. Мы всегда уделяли особое вниманию информационному сопровождению – на всех вольерах есть информация о нашем питомце, где обитает, чем питается и как правильно называется.

- Зоопарки всегда были в центре дискуссии – гуманно ли содержать животных в клетках. Согласитесь, однозначного ответа нет.

- Зоопарк – это большой познавательно-развлекательный комплекс. Именно здесь человек постигает азы нового мышления – экологического – «я часть природы, и как разумный человек, ответственен за нее». В пользу зоопарков говорит и тот факт, что только под опекой человека можно спасти исчезающие виды. Одна из наших задач - сохранение редких видов, а также спасения больных и старых животных, которые в дикой природе обречены. У нас, например, есть амурский тигр, судьба которого была под угрозой. Мы сумели создать условия и дать ему профессиональный уход, в том числе медицинский. Регулярно приглашаем ведущих отечественных специалистов, не так недавно у нас побывал главный ветврач Ленинградского зоопарка, обмен опытом был полезен всем, и в первую очередь – нашим питомцам.  

- Зоопарк – убыточный проект?

- Я давно усвоил простую истину: мы можем быть успешными, если нас будут знать. Поэтому, когда руководил холдингом, отдавал предпочтения начинаниям, выходящим за рамки района и округа. Зоопарк нельзя воспринимать как бизнес-проект ради прибыли, но сегодня про наших питомцев и нашей работе знают специалисты в Москве, Санкт-Петербурге и Барнауле, к нам приезжают посетители из разных уголков страны. Это создает дополнительную рекламу региону, которую есть возможность манетизировать в области туризма, а вот подсчитать прямую прибыль – нет. Если мы хотим, чтобы к нам приезжали туристы из других регионов необходимо развивать и поддерживать подобные начинания. Выживаемость зоопарка абсолютно везде зависит от местных властей, даже в самых крупных более половины бюджета составляют средства муниципалитетов. Подобная «изюминка» как настоящий стационарный зоопарк – это мощный магнит для семейного отдыха и для гостей, который есть далеко не в каждом даже крупном городе.

- Югра вошла в тройку лидеров среди регионов Уральского федерального округа по темпам роста туристической отрасли. В чем секрет?

- Это результат усилия руководства региона, которое совместно с фондом развития Югры и бизнес-сообществом нашли самые перспективные точки роста, инвестиции в которые дадут эффект в самые короткие сроки. Это и автотуризм и создание оригинальных экскурсионных маршрутов, в том числе с использованием великих сибирских рек – Оби и Иртыша, сегодня активно растет промышленный туризм. Подчеркну широкую адресную помощь через гранты для предпринимателей, готовых развивать местную туристическую отрасль.

- Возвращаясь к зоопарку на «Парусе», будет ли обновление «живой коллекции»?

Недавно в социальных сетях не очень корректно пошутили, что якобы у нас сбежал лев. Разумеется ничего подобного не было и не могло быть, безопасность – главный вопрос для нас. Но именно эта «утка» напомнила, что у нас давно нет среди питомцев именно львов. Возможно стоит найти и поселить у нас «царя зверей»? Почему нет?

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie